Методология рейтинга аудиторских организаций по версии журнала "АУДИТ"
на основе методики МГУ имени М.В. Ломоносова
Основой методики рейтингования является математический инструментарий научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова "Комплесного экономического анализа", руководителями которой являются профессор Шеремет А.Д. и профессор Чая В.Т.
В методике, разработанной в МГУ имени М.В.Ломоносова и применяемой журналом «АУДИТ», рейтинг аудиторской организации определяется путем расчета интегрального показателя рейтинга по трем следующим группам показателей, наиболее комплексно характеризующих деятельность аудиторской организации:
1. Экономические показатели деятельности аудиторской организации.
2. Уровень профессионализма аудиторской организации.
3. Деловая репутация аудиторской организации.
Рейтинговой комиссией по каждой группе показателей присваивается экспертным путем значение, определяющее ее удельный вес при расчете интегрального показателя рейтинга. Рейтинговая комиссия определяет внутри группы характеризующие ее конкретные показатели и каждому из них экспертным путем в зависимости от значения присваивает балльную оценку.
Исходные данные представляются виде матрицы (aij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i= 1, 2, 3 ,…., n), а по столбцам – номера аудиторских организаций (j= 1, 2, 3…., m). По каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец условной эталонной аудиторской организации (m + 1).Исходные показатели матрицы aij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонной аудиторской организации по формуле:
где xij ‒ стандартизированные показатели j-й анализируемой аудиторской организации;
optjai ‒ значение, принимается Рk равным лучшему показателю аудиторской организации в нашем примере десять баллов за каждый показатель. Кроме того, в формулу вводится весомость (значимость) групп показателей.
Для каждой анализируемой аудиторской организации значение ее рейтинговой оценки определяется по формуле:
где x1j , x2j ,…., xnj ‒ стандартизированные показатели j-й анализируемой аудиторской организации;
k1, k2, ….. kn – весовые коэффициенты показателей.
Аудиторские организации ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет организация с минимальным значением сравнительной оценки.
Предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку деловых и профессиональных качеств аудиторской организации и является своего рода мерилом надежности и стабильности ее деятельности.
По итогам рейтинга в июне текущего года будут выдаваться специальные сертификаты и дипломы с указанием конкретных аудиторских организаций и физических лиц, которые заняли наиболее благополучные места в соответствующем сегменте деятельности.
Дипломы и другие документы, подтверждающие позицию аудиторской организации в рейтинге, увеличивают шансы организации на победу в конкурсах и различных тендерах, а также повышает доверие к организации у клиентов фирмы.