Информеры - курсы валют



Как стать незаменимым сотрудником

Скрытая угроза 10209056



Золотое правило звучит на первый взгляд необычно: не стоит стремиться быть для компании незаменимым. Теоретически сделать это возможно, но на деле все работодатели стараются избегать или избавляться от таких людей. «Незаменимые сотрудники — это настоящая беда для собственника и его бизнеса, потому что как только такой работник появляется, у него тут же возникает возможность манипулировать и ставить какие-то условия (повышение зарплаты, создание индивидуальных условий работы, особого графика и т.д.)», — говорит операционный директор компании«ВКТ» Евгений Кривошеев. Организация в этом случае несет большие риски, и ее владелец сто раз подумает, продолжать ли ему работу с таким человеком.

Управленцы боятся растить незаменимых людей, страхуя себя от потенциальных потерь. Как только они чувствуют, что на каком-то этапе возникает опасность ухода ключевых специалистов, что неизбежно повлечет за собой проблемы, они тут же ищут им замену. Наиболее дальновидные и опытные работодатели всегда имеют хорошо подготовленный тыл — кадровый резерв, и если считающий себя незаменимым сотрудник уйдет — на его место тут же придет другой, который сможет заменить предшественника без ущерба для деятельности компании.

Важно, чтобы сотрудник не захватывал определенное поле влияния, не пуская туда конкурентов.

Бывают ситуации, когда в руках одного сотрудника сконцентрирована масса функций замкнутого типа: например, бренд-менеджер, который занимается поставками, отлично знает клиентов, поставщиков и товар, увольняясь, забирает с собой все контакты и другую информацию внутреннего пользования. Естественно, что компания переносит уход такого человека весьма болезненно: могут быть серьезные последствия вплоть до потери рыночных позиций. Поэтому приходится с этим бороться, разбивая функционал так, чтобы не было замкнутых циклов и каждый занимался своей частью работы: один общается с поставщиками, другой — только с клиентами и т.д.

Иногда между подчиненным и его руководителем существует негласный сговор: первый предлагает, а второй соглашается. «Когда подчиненный делает работу за своего начальника — это плохо для любой компании, — комментирует бизнес-тренер Светлана Булгакова. — Организация заинтересована, чтобы сотрудник был самостоятельной единицей, не находясь в личной зависимости от другого». Важно, чтобы сотрудник не захватывал определенное поле влияния, не пуская туда конкурентов. Суть любой устойчивой соцсистемы как раз и состоит в том, что каждая единица важна, но она должна быть заменяема, и есть возможность мобильно и гибко реагировать на изменения во внутренней или внешней среде.

 

Выгода и побочные эффекты

Разумеется, в ряде случаев есть шанс стать тем самым незаменимым сотрудником. Например, можно быть единственным носителем пароля, после набора которого система контроля перестает работать. Хотя это редкость: руководство не может не понимать, что держатель эксклюзивной информации становится хозяином положения, и это рано или поздно негативно скажется на интересах компании. Можно замкнуть на себя максимальное количество контактов, взяв на себя ответственность таким образом, чтобы на этом поле больше не было конкурентов. Еще один путь к незаменимости — стать необходимым начальнику, брать на себя его функционал, а в это время дать ему возможность отдыхать. «Через некоторое время он будет понимать, что настолько уже отвык работать и упустил столько времени и информации, что без вас ему просто не справиться», — подтверждает Светлана Булгакова.

Однако некоторые, осознавая уникальность, особенность своего положения, через какое-то время начинают чувствовать себя «звездами» и выпрашивать различные бонусы. Так, директор одного из подразделений крупной строительной компании Игорь решил пойти ва-банк. Он пришел к руководству с просьбой повысить ему зарплату, на что собственник резонно заметил: «Если я подниму тебе оклад вдвое, как ты просишь, этого же захотят и твои коллеги — такие же директора других подразделений. Я тебя ценю и уважаю как настоящего профессионала, но поделать ничего не могу». Игорь был удивлен, будучи уверенным в успехе своего замысла: «Тогда я понял, что идти на риск можно только в том случае, если у тебя есть, куда уходить. В противном случае ты идешь работать дальше, поджав хвост». Это ощущение нашему герою не понравилось, он стал искать себе новую работу — и нашел, на более выгодных условиях. Вот тогда он уже смело уволился.

«А вот мы пошли навстречу своему шеф-повару Виктору, — делится опытом собственник ресторана „Купеческий“ Елена Борисычева. — Этот человек не просто профи, а настоящий талант. Таких в нашем деле единицы». Виктор попросил у руководства начинать рабочий день в 12 утра (так как он сова), иметь плавающие выходные, а также три отпуска по две недели. В ответ руководство выдвинуло свои условия: в случае необходимости (банкеты, встреча VIP-гостей) шеф-повар будет задерживаться до 24:00. Таким образом и был достигнут консенсус.

Беда незаменимости может заключаться и в отсутствии конкуренции между сотрудниками. На одном автомобильном заводе однажды возникла подобная ситуация. Чтобы разрешить ее, открыли новую должность — заместитель начальника цеха, на которую назначали молодых, энергичных, амбициозных ребят. Они были призваны создавать внутреннюю конкуренцию, чтобы руководители тоже стремились к саморазвитию и не чувствовали себя в привилегированном положении.
Как измерить эффективность?

Идеальный вариант, который устроит и компанию, и сотрудника, — стремиться стать не незаменимым, а эффективным и ценным.

Большинство экспертов полагают, что незаменимых в плане профессиональных и личностных качеств нет, но при этом играют терминами и формулировками. «Любого сотрудника можно заменить, научить, „вылепить“ под себя, — уверен директор по кадрам и инновациям компании „Балчуг“ Геннадий Самойленко. — Чтобы стать эффективным, ценным для своего работодателя, надо постоянно повышать свои личностные качества и профессиональные характеристики. Когда каждый человек находится на своем месте, является звеном одной цепочки, получается высокоэффективная команда. Но если звено этой цепочки убрать — найти ему замену действительно будет сложно».

Эффективный сотрудник — это, прежде всего, человек на своем месте — там, где комфортно и интересно работать, где он исполняет свои обязанности максимально хорошо, качественно, быстро, как этого и требует внутренняя инструкция. Но все правила, которые сочиняются в помощь для получения наиболее выгодного результата в минимально возможные сроки, касаются в основном линейного персонала. Для руководителя в первую очередь нужен большой багаж профессиональных и личностных знаний, опыт работы, умение учиться у коллег по рынку (в том числе и у конкурентов), умение принимать быстрые решения. И что самое главное — нести за них ответственность. «Я давно понял, как можно стать лидером — быть управленцем, но только в том случае, если готов нести ответственность за свои решения. Мы не роботы и можем ошибаться. Если ошибся или же не донес подобающим образом информацию до исполнителей, будь добр — отвечай за это», — считает директор и собственник сети «Фермер» Сергей Карпинский.

«Если у человека нет желания профессионально расти, то и „тянуть“ его смысла нет. Если есть желание, но не хватает знаний — их можно дать, — рассуждает Евгений Кривошеев. — Если есть и желание, и знания, но что-то не получается, нужно выявить причину, на каком этапе происходят сбои, и устранить ее. Если есть все условия, но у сотрудника не получается быть результативным, то причину надо искать глубже». Но будет ли заниматься этим работодатель?

Выходит, что идеальный вариант, который устроит и компанию, и сотрудника, — стремиться стать не незаменимым, а эффективным и ценным. Чем больше таких людей, тем лучше, поскольку они дают результат. «То есть оценить эффективность человека можно лишь по результату. Если он есть и его можно оцифровать, увидеть, пощупать, в зависимости от сферы деятельности, — значит, сотрудник эффективен», — согласен Евгений Кривошеев. Причем этот результат должен устраивать руководителя по скорости выполнения, по качеству, по объему выполнения задач.

«Если кассир хорошо отучился во внутреннем учебном центре, выучил сервис-диалог, у него постоянно улыбка на лице при обслуживании, соответственно, через неделю-две его обязательно заметят. Даже покупатель может рассказать администратору смены, что кассир шикарно обслуживает, всегда улыбается, выполняет все алгоритмы работы, при необходимости готов помочь», — приводит пример Евгений Кривошеев.

 

Выбрать свой путь

Каким бы хорошим сотрудником вы ни были, реальность состоит в том, что ваши положительные качества должны быть положительными именно в том контексте, который требует организация. Можно быть ответственным, максимально хорошо и эффективно выполнять все указания, но если в системе принято работать спустя рукава, вы будете не нужны и окажетесь тем лишним звеном, которое будет всем мешать. Быть эффективным и ценным в системе означает соответствовать ее требованиям.

«Когда приходите на собеседование, узнавайте как можно больше информации не про формальные условия работы, а сканируйте систему на предмет того, подходят она вам или нет в принципе», — советует Светлана Булгакова. Например, реальна ситуация, когда собеседование назначено на 10 утра, а менеджер по персоналу приходит 10:30 и даже не извиняется или же оговаривается: «Не обессудьте — у нас всегда так». Эффективен еще и тот, кто читает между строк и подстраивается под ситуацию. Но при этом нужно понять, до какого уровня вы готовы быть гибкими? Стоит ли предавать свои собственные внутренние принципы ради работы?

Эффективен еще и тот, кто читает между строк и подстраивается под ситуацию. Но при этом нужно понять, до какого уровня вы готовы быть гибкими?

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что с ценным, эффективным сотрудником компании всегда очень тяжело прощаться. Чтобы стать таким, необходимо брать на себя максимум ответственности, проявлять инициативу и выполнять не только те задачи, которое ставит руководство, но и выходить с новыми идеями для бизнеса. Но это уже зависит от самого человека: насколько он влился в коллектив и понял систему бизнеса, сколько взял на себя задач, как часто выходил на «авансцену». Среди личных качеств должны иметься высокая самоотдача, желание быть максимально полезным как для компании в целом, так и для каждого из коллег. Следует учиться пошагово брать на себя более сложные задачи.

Еще оно важное качество — надежность. Некоторые сотрудники готовы на коротких дистанциях проявить максимальную инициативу, но у руководства нет ощущения, что они останутся надолго. Тогда появляется подозрение, что накопленный опыт они затем перенесут в другую компанию. «Компания не будет вкладываться, инвестировать, доверять сложные задачи человеку, в котором нет уверенности. Есть риск, что развиваешь этого сотрудника для конкурента, — поясняет Геннадий Самойленко — Поэтому так важно уметь вписываться, вливаться в корпоративную культуру, разделять одни и те же идеалы. Это позволяет лучше понимать друг друга и идти к одной цели. Многие компании отбирают сотрудников, чтобы они соответствовали их внутренним и внешним ценностям. Люди, которые смотрят на мир сходным образом, несмотря на то, что все они индивидуальности, намного проще находят общий язык, нежели люди из разных корпоративных культур, с разными взглядами на жизнь, вещи, ситуации».

Выберите путь и идите по нему, не предавая свои принципы. Если же вам стало «тесно», можете рискнуть и уйти в свободное плавание или же поменять работодателя. Когда вы эффективны (читайте — результативны), смелы и постоянно развиваетесь как личностно, так и профессионально — найти новое место работы будет не так сложно.

 

Источник: http://planetahr.ru/publication/4718