Почему сотрудники не всегда выкладываются на 100%? Как оценивать их эффективность и правильно мотивировать? «Газета.Ru» выбрала три истории о неэффективных сотрудниках и попросила экспертов оценить описанные ситуации.
Суть претензий к грузчикам заключается в том, что в магазине при оформлении покупки менеджер обещает бесплатную доставку и указывает ее предполагаемое время. На деле же грузчики часто опаздывают на несколько часов и больше и/или требуют оплату за свою работу. Сложность состоит еще и в том, что грузчики не работают в штате магазина, то есть рычагов влияния на недобросовестных исполнителей у Андрея не так уж и много, он может только отказаться в следующий раз с ними сотрудничать. «Они своими опозданиями и просьбами «дай 600 рублей» ставят под удар бизнес, приносящий куда больше денег. Но развозить мебель сам я не могу, найти порядочных людей, готовых работать за среднюю по рынку плату, достаточно трудно, платить больше — нерентабельно, неэтично и даже опасно по отношению к другим сотрудникам, так что стопроцентного выхода я пока не вижу. Буду реагировать на письма, записывать все входящие звонки, устраивать в случае чего разбор полетов и как-то гасить негатив. Правда, если письмо придет через неделю или звонок будет в выходной, отозвать оплату грузчикам я, скорее всего, уже не смогу, а какой-нибудь небольшой подарок к Новому году или другому празднику пострадавшему клиенту не всегда будет уместным», — резюмирует Андрей.
Комментирует директор по управлению персоналом DHL EXPRESS в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Елена Петрова
В данном случае владелец бизнеса должен оценить, насколько в действительности влияют на рентабельность те проблемы, которые были выявлены с помощью обратной связи. Не исключено, что при более глубоком изучении ситуации окажется, что недовольных покупателей намного больше и потенциальные финансовые потери для предпринимателя окажутся значительными — тогда стоит все-таки задуматься о дополнительных инвестициях, например, найме грузчиков в штат. Необходимо понимать, что любые меры по повышению качества сервиса и усилению его контроля потребуют дополнительных затрат — с этим в определенный момент сталкивается каждая компания, работающая в сфере услуг. Поэтому решение в данной ситуации следует принимать, прежде всего, на анализе долгосрочной экономической эффективности его последствий и с учетом планов по дальнейшему развитию бизнеса.
Ставку сделали на дома бизнес-класса. После запуска проекта и проведения рекламной кампании в подъездах домов спрос на услуги появился и даже какое-то время рос, однако примерно через год сыновья сообщили Леониду, что нанятые работники стали относиться к выполнению своих заказов без особого энтузиазма, общее число заказов снизилось процентов на 50-60, и есть подозрения, что жильцы домов начали договариваться с работниками их организации самостоятельно.
Возможно, Леонид помог бы сыновьям найти какой-нибудь выход из ситуации, но кризис 2008 года скорректировал планы. «Я взвесил все «за» и «против» и понял, что эти детские забавы лучше свернуть и вложиться во что-то более надежное и долгосрочное, — объясняет свое решение Леонид. – Ну, наняли бы мы других сотрудников, поменяли бы системы оплаты и мотивации, но все это в условиях урезания костов, увольнений и масштабных банкротств, которые тогда мерещились повсюду, как-то неадекватно бы выглядело. Корабль тонет, а мы думаем, как заставить кока докладывать мясо в борщ. В общем, я подумал и пересадил парней на другой корабль — продал часть своей недвижимости в Москве, купил взамен нее дом в США и отправил их доучиваться за границу. Как показало время, вложение себя оправдало, у ребят сейчас все хорошо, но сама затея с вежливыми сантехниками мне до сих пор кажется занятной и перспективной».
Комментирует Никита Шувалов, исполнительный директор компании «Ремcтрой»
На таких услугах действительно можно заработать. Правда, при соблюдении одного условия — нужно придумать такую систему контроля и мотивации работников, которая не позволит им договариваться самостоятельно. Это возможно, если загружать работников полную рабочую неделю и требовать от них отчитываться по всем проделанным работам. На практике, конечно, все равно сталкиваешься с тем, что ушлые сотрудники успевают какую-то часть работы выполнить «налево». К тому же, к этому их иногда могут склонять и сами клиенты, потому что им так выгоднее и удобнее. Но тут ничего не поделаешь. До тех пор, пока работать будут не роботы с чипами, каждое действие которых можно будет контролировать, а живые люди, с подобными случаями, если они составляют процентов 10 от общего объема работ, придется мириться. Если процент случаев растет, нужно ужесточать дисциплину, придумывать дополнительную нагрузку, менять условия оплаты. Все, как говорится, в руках начальства: я тебе нашел работу, я у тебя ее и заберу. Впрочем, у нас в компании до этого еще ни разу не дошло.
Поначалу все шло даже лучше, чем было запланировано. По итогам первых трех месяцев выручка превысила ожидаемую на 20%. Однако осенью, когда многие вернулись из отпусков и ситуация с загруженностью на дорогах ухудшилась, руководство компании столкнулось с тем, что в утреннее время и в вечерние «часы пик» таксисты стали часто отказываться от заказов. В итоге Михаил и компаньоны теряют клиентов и несут репутационные потери: клиенты, которым несколько раз отказали в обслуживании, негативно воспринимают образ компании, потому что она не смогла им помочь в нужный момент.
«Сами таксисты объясняют свои отказы, как правило, нежеланием стоять в пробках, — говорит Михаил. – Но у нас подозрение, что на самом деле они как раз в эту горячую пору зарабатывают «левым извозом». Несколько автомобилей с нашими лого я сам видел в городе в это время. При этом аренду за автомобиль таксисты все равно выплачивают, так что формально нам придраться не к чему. Сейчас думаем, как решить эту проблему. Вариантов несколько: увеличить плату за аренду, сделать для «нелюбимых» таксистами часов специальный мотивирующий коэффициент, установить оборудование, которое будет отслеживать их перемещение по городу, а в договор внести пункт, ограничивающий перемещение по городу в случае отказа взять заказ».
Комментирует менеджер по маркетингу и PR GetTaxi Вероника Боровлева
Изначальная ошибка этой компании — демпинг на старте. Слишком низкие тарифы не выгодны для водителей, поэтому приходится подрабатывать «левым извозом». Компании имеет смысл поднять тарифы, для того чтобы мотивировать и удержать водителей. Увеличение платы за аренду не выход, так как это повлечет отток водителей и компания не сможет осуществлять должное число перевозок. Мотивирующий коэффициент имеет смысл вводить, но это напрямую обозначает повышение цен.
Бесспорно, лучший вариант — это автоматизация системы заказа такси, синхронизация действий пассажира, диспетчера и водителя в единой программе, которая обеспечит не только сокращение затрат на работу диспетчерской службы, но и снизит холостой пробег машин такси, что существенно сэкономит водителю и время, и топливо. Автоматизация систем — главный козырь GetTaxi, именно инновационные технологии делают сервис удобным и для водителей, и для пассажиров. GPS-навигация не только отслеживает место расположение водителя и скорость его передвижения, но и позволяет подать машину к ближайшему месту вызова. Вложения в оборудование имеют достаточно быстрый срок окупаемости, более того — это smart money, ведь именно развитие технологий и сокращение человеческих издержек ведет компанию к успеху.
Источник: http://www.gazeta.ru