Информеры - курсы валют



Новости аудита

« Все новости

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА АУДИТОРАМИ И АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРОВОДЯЩИМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 04.02.2020 10:00

Оглавление

 

Введение. 3

Правовые основы осуществления надзора за аудиторами и
аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит 
в государствах – участниках СНГ. 4

Азербайджанская Республика. 4

Республика Армения. 6

Республика Беларусь. 6

Республика Казахстан. 8

Кыргызская Республика. 8

Республика Молдова. 9

Российская Федерация. 12

Республика Таджикистан. 12

Республика Узбекистан. 13

Обзор отдельных международных правовых актов  и актов международных организаций в области организации  независимого регулирования и надзора 
за аудиторами и аудиторскими организациями. 14

Заключение. 17

Таблицы............................................................................................................. 19

 

 

Введение

Одним из основных инструментов, обеспечивающих прозрачность деятельности экономических субъектов, является подтвержденная аудиторскими организациями финансовая отчетность таких субъектов, на основе которой принимаются экономически важные решения.

Профессия аудитора отличается принятием ответственности по отношению к заказчику аудита и к обществу в целом, исходя из чего, вопросы контроля и повышения качества аудиторских услуг весьма актуальны для всех государств – участников СНГ. Необходимо также обеспечить взаимное доверие государств – участников СНГ к результатам аудита.

В целях служения общественным интересам и обеспечения защиты прав  инвесторов посредством улучшения качества аудита и во исполнение Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года, Координационным советом по бухгалтерскому учету государств – участников СНГ (далее – Координационный совет) подготовлена Информация по осуществлению надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ (далее – Информация).

Информация рассмотрена на XV заседании Координационного совета
4–5 октября 2018 года, доработана и согласована в рабочем порядке с членами Координационного совета.

Целью документа служит решение задач, направленных на развитие национальных систем регулирования аудиторской деятельности, повсеместное введение качественной практики надзора за аудиторской деятельностью для достижения высококачественного аудита, а также на поддержку сотрудничества между регуляторами и достижение большей согласованности в отношении надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, осуществляющими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ.

Результаты проведенного анализа данной сферы деятельности и выработанные при этом рекомендации могут быть использованы государствами – участниками СНГ для совершенствования системы регулирования аудиторской деятельности и повышения качества аудиторских услуг.

С целью единообразного понимания в настоящем документе используются следующие понятия и их определения:

надзор контроль (в том числе внешний контроль качества) за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности, Международных стандартов аудита (МСА), этики и иных обязательных к исполнению документов, а также выявление и недопущение нарушений указанными объектами надзора и применение мер взыскания.

Целями надзора являются обеспечение надлежащего качества аудиторских услуг и содействие прозрачности и целостности в отчетности для стимулирования инвестиций;

компетентный орган – орган, осуществляющий, в том числе в четко разграниченной степени, надзор за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности, МСА, этики и иных обязательных к исполнению документов, а также выявление и недопущение нарушений указанными объектами надзора и применение мер реагирования;

субъекты общественного интереса, субъекты публичного интереса, общественно значимые организации, публичные организации, публичные компании – организации, определенные государством, деятельность которых требует повышенного внимания со стороны общества;

расследование проведение процедур проверки и разбирательств в действиях аудиторов и аудиторских организаций.

Правовые основы осуществления надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит
в государствах – участниках СНГ

МСА устанавливают, что регулирование аудиторской деятельности предполагает выдачу аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам лицензий на проведение аудита, установление стандартов, проверку качества аудита, а также принятие дисциплинарных мер в случае несоблюдения стандартов и ненадлежащего проведения аудита. На уровне государства эти функции, как правило, выполняются независимыми регулирующими органами или профессиональными бухгалтерскими организациями либо и теми и другими.

Сведения по осуществлению надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит в государствах – участниках СНГ, представлены ниже.

Азербайджанская Республика

В соответствии со статьей 9 Закона Азербайджанской Республики
от 16 сентября 1994 года № 882 «Об аудиторской службе» (далее – Закон
«Об аудиторской службе») в целях организации государственного регулирования
аудиторской службы, разработки проектов нормативных актов в этой области и системы мероприятий, направленных на развитие и совершенствование аудиторской службы в Азербайджанской Республике, защиты интересов государства, хозяйствующих субъектов и аудиторов (аудиторских организаций), контроля за соблюдением аудиторами (аудиторскими организациями) в своей деятельности требований, вытекающих из Закона «Об аудиторской службе», других законодательных и нормативных правовых актов, создана Палата аудиторов Азербайджанской Республики. Деятельность Палаты аудиторов Азербайджанской Республики регулируется положением о ней.

Палата аудиторов Азербайджанской Республики осуществляет внешний контроль качества аудиторских организаций.

Также к проведению обязательного аудита допускаются как аудиторские организации, так и независимые аудиторы (статья 6 Закона «Об аудиторской службе»).

Согласно статье 2 Закона «Об аудиторской службе» аудиторские проверки бывают обязательными и добровольными (по инициативе хозяйствующего субъекта). Согласно Закону «Об аудиторской службе» хозяйствующие субъекты, размещающие свои финансовые отчеты в органах печати, а также в случаях, предусмотренных Законом «Об аудиторской службе», проводимые аудиторские проверки являются обязательными, во всех остальных случаях добровольными.

Согласно статье 12.3 Закона Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 года № 716-IIQ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон «О бухгалтерском учете») общественно значимые структуры, коммерческие организации (за искючением микросубъектов и  субъектов малого предпринимательства), составляющие объединенную (консолидированную) финансовую отчетность, а также организации, получившие кредиты под государственный залог или принимающие участие в проектах, связанных с использованием государственного долга, и получившие из государственного бюджета субсидии, субвенции и гранты, должны размещать свои годовые финансовые отчеты и объединенные (консолидированные) финансовые отчеты в органах печати или на своих веб-сайтах в Интернете.

Так, согласно статье 2.1.9 Закона «О бухгалтерском учете» общественно значимые структуры – кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды и управляющие этими фондами, негосударственные (частные) социальные фонды, лица, имеющие лицензии на рынке ценных бумаг, юридические лица, ценные бумаги которых находятся в обращении на фондовой бирже, и коммерческие организации, имеющие более двух из показателей критерия (годовой доход, средняя численность работников за отчетный год и итоговая сумма баланса), установленных соответствующим органом исполнительной власти на дату составления финансовой отчетности.

Согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 1 октября 2014 года № 321 «Об утверждении «Списка общественно-значимых структур (кроме кредитных организаций, страховых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных (частных) социальных фондов, юридических лиц, ценные бумаги которых находятся в обращении на фондовой бирже), которым надлежит вести бухгалтерский учет и представлять финансовые отчеты на основании Международных стандартов финансовой отчетности» утвержден перечень общественно значимых организаций.

Республика Армения

В соответствии со статьей 30 Закона Республики Армения от 31 января 2003 года № ЗР-512 «Об аудиторской деятельности» Министерство финансов Республики Армения как уполномоченный орган осуществляет лицензирование, контроль за соблюдением нормативных правовых актов об аудиторской деятельности (в том числе внешний контроль качества) и иные функции. 

Контроль осуществляется в форме проверок, осуществляемых на основании рисков. Первоначально проводится оценка риска лицензированных организаций, после чего в соответствии с уровнем риска проводится градирование лицензированных аудиторских организаций.

Согласно статье 311 указанного Закона за нарушение его требований уполномоченный орган, кроме приостановления или прекращения действия лицензии, применяет также предупреждение и рекомендации для принятия мер, направленных на устранение нарушений и (или) предотвращение таких нарушений в будущем и штраф.

Республика Беларусь

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 56-3 «Об аудиторской деятельности» государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области аудиторской деятельности, обеспечение проведения которой возложено на Совет Министров Республики Беларусь.

Согласно указанному Закону ежегодно проводится обязательный аудит бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, акционерных обществ (обязанных согласно законодательству Республики Беларусь раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах), Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бирж, страховых организаций, страховых брокеров, резидентов Парка высоких технологий, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов, иных организаций с определенным объемом выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год.

Обязательному аудиту подлежит также годовая консолидированная финансовая отчетность общественно значимых организаций, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. К общественно значимым организациям относятся банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов, открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам.

Министерство финансов Республики Беларусь контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами – индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах).

Национальный банк Республики Беларусь контролирует соблюдение аудиторскими организациями законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах. Ежегодно Национальным банком Республики Беларусь в отношении аудиторской организации, планирующей проводить аудит индивидуальной и (или) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы, банковского холдинга, проводится оценка соответствия такой аудиторской организации требованиям, предъявляемым законодательством Республики Беларусь к аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах.

Контроль соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности осуществляется в формах выборочных проверок и внеплановых проверок.

За нарушение законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности применяются следующие меры воздействия: требование об устранении нарушения, штраф, аннулирование квалификационного аттестата аудитора.

Аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Аудиторское объединение осуществляет внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения.

Республика Казахстан

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304 «Об аудиторской деятельности» функции государственного контроля в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций возложены на Министерство финансов Республики Казахстан посредством проведения проверок аудиторских организаций и профессиональных аудиторских организаций.

При этом согласно статье 11 указанного Закона профессиональные аудиторские организации осуществляют внешний контроль качества аудиторских организаций, являющихся ее членами.

При этом Министерством финансов Республики Казахстан либо судом к административной ответственности привлекаются как аудиторы и аудиторские  организации, так и профессиональные объединения (в том числе применяются меры: предупреждение, штраф, лишение квалификационного свидетельства аудитора, лишение или приостановление лицензии аудиторской организации, лишение свидетельства аккредитации профессиональной аудиторской организации).

Кыргызская Республика

Согласно Закону Кыргызской Республики от 30 июля 2002 года № 134 «Об аудиторской деятельности» государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти – Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики.

Основными функциями уполномоченного органа являются:

организация разработки и представление на утверждение Правительству Кыргызской Республики стандартов аудиторской деятельности;

издание нормативных правовых актов для организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Кыргызской Республике, лицензирования аудиторской деятельности;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами стандартов аудиторской деятельности;

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному государственному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным органом, а также представление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам.

Также согласно Закону Кыргызской Республики от 24 июля 2009 года № 249 «Об уполномоченном государственном органе в сфере надзора и регулирования финансового рынка» функциями уполномоченного государственного органа в сфере регулирования и надзора за аудиторской деятельностью являются:

разработка и реализация государственной политики по развитию аудита;

принятия методических рекомендаций по применению нормативных правовых актов в области аудита;

выдача лицензии на право осуществления аудиторской деятельности в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики, регулирующего аудиторскую деятельность, а также приостановление, возобновление действия указанных лицензий в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

выдача разрешения на деятельность в качестве саморегулируемой организации в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики, регулирующего аудиторскую деятельность;

проведение аттестации претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

разработка требований к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам для проведения аудита финансовой отчетности публичных компаний и профессиональных участников;

проведение проверок регулируемых субъектов на предмет соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики, регулирующего аудиторскую деятельность.

Основными обязанностями уполномоченного государственного органа в сфере регулирования и надзора за аудиторской деятельностью являются:

ведение государственных реестров аудиторов, аудиторских организаций индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений Кыргызской Республики;

осуществление мониторинга соблюдения регулируемыми субъектами требований нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих аудиторскую деятельность;

принятие мер по обеспечению реализации требований, предусмотренных указанным Законом от 24 июля 2009 года, другими законами Кыргызской Республики регулирующими аудиторскую деятельность, а в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд по вопросам, отнесенным к компетенции уполномоченного органа.

Республика Молдова

В соответствии с Законом Республики Молдова от 15 декабря 2017 года № 271 «Об аудите финансовых отчетов» (далее – Закон), который вступил в силу с 1 января 2019 года, аудит обязаны проводить средние и крупные субъекты, субъекты публичного интереса, установленные Законом Республики Молдова от 15 декабря 2017 года № 287 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», а также другие субъекты согласно положениям действующего законодательства. При этом в субъекте аудита должно работать не менее двух аудиторов.

Согласно Закону с 1 сентября 2018 года создан Совет по публичному надзору за аудитом (далее – Совет), осуществляющий деятельность в соответствии с положениями Закона и Положением о деятельности Совета, утвержденным Правительством Республики Молдова. Все аудиторы и аудиторские организации (субъекты аудита) являются объектами публичного надзора. Для осуществления аудиторской деятельности аудиторы и субъекты аудита в обязательном порядке должны зарегистрироваться в Совете.

Совет является самостоятельным публичным учреждением со статусом юридического лица, ответственным за публичный надзор за аудитом, располагает собственным бюджетом, банковскими счетами на едином казначейском счете Министерства финансов Республики Молдова и осуществляет деятельность на основе принципов самоуправления.

Совет финансируется из платежей и взносов аудиторов и субъектов аудита, субсидий, полученных из государственного бюджета через Министерство финансов Республики Молдова, других источников, предусмотренных Законом.

Источники финансирования и порядок их использования устанавливаются бюджетом доходов и расходов, который утверждается на следующий год Правительством Республики Молдова до 1 ноября текущего года. Платежи и взносы, предусмотренные Законом, перечисляются в установленные нормативными актами сроки на текущий счет Совета. Совет имеет исключительное право пользования средствами со своего счета. Остаток средств, накопленных и не использованных в отчетном периоде, остается доступным на счете Совета для использования в будущих отчетных периодах.

Органами управления Советом являются Комитет по надзору за аудитом (далее – Комитет) и исполнительный директор. Персональный состав Комитета утверждается на трехлетний срок согласно процедурам, установленным Положением о деятельности Совета. Комитет состоит из семи членов – непрактикующих аудиторов, владеющих экономическими или юридическими знаниями, и имеет следующий состав: два представителя от Министерства финансов Республики Молдова, по одному представителю от Национального банка Республики Молдова, Счетной палаты, Национальной комиссии по финансовому рынку, деловой среды и от академической среды, специализированный в аудите.

Согласно Положению о деятельности Совета представители Министерства финансов Республики Молдова, Национального банка Республики Молдова, Счетной палаты и Национальной комиссии по финансовому рынку назначаются по запросу Совета.

Представители от деловой среды и от академической среды, специализированные в аудите, отбираются конкурсной комиссией в рамках Совета на основе конкурса.

Контроль качества за аудитом осуществляется Советом в целях управления системой обеспечения качества аудита, а также для констатации существования и порядка применения:

политики и процедуры контроля качества аудита на уровне субъекта аудита;

политики и процедуры контроля качества аудита на уровне аудиторского задания.

Согласно Положению по внешнему контролю качества аудиторских работ, утвержденному приказом Министра финансов Республики Молдова от 24 марта 2014 года № 43 (которое подлежит рассмотрению и утверждению Советом), по порядку проведения внешний контроль может быть:

плановым – контроль, проведенный на основании полугодового плана внешнего контроля, утвержденного председателем Совета;

по требованию – контроль, проведенный на основании запросов, относящихся к качеству аудиторских работ, полученных Советом;

повторным – контроль, проведенный с целью оценки эффективности мер по исправлению и санкционированию, применяемых в результате внешнего контроля.

Субъекты аудита, у которых будет проводиться внешний контроль, будут информированы письмом Совета не менее чем за 10 рабочих дней до начала контроля, которое будет включать тематику контроля, период, за который проводится контроль, и время проведения контроля.

Субъекты аудита обязаны представлять запрашиваемую документацию для проведения внешнего контроля, устные и письменные объяснения относительно аспектов, возникших при проведении внешнего контроля.

Комитет имеет право привлекать специалистов с высоким уровнем квалификации в экономической или юридической области с целью разрешения проблем, рассматриваемых Комитетом.

Каждый субъект аудита подвергается внешнему контролю качества не реже одного раза в шесть лет, а субъекты, проводящие аудит у субъектов публичного интереса, – не реже одного раза в три года.

Порядок проведения внешнего контроля качества и применения дисциплинарных мер устанавливается Положением о внешнем контроле качества аудита, утвержденным Советом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона к аудиторам и субъектам аудита применяются следующие дисциплинарные меры:

письменное предупреждение;

письменный выговор;

признание аудиторского заключения несоответствующим требованиям настоящего закона и стандартам аудита;

приостановление деятельности субъекта аудита или аудитора по проведению аудита на срок от года до трех лет;

отзыв квалификационного сертификата аудитора;

исключение субъекта аудита из Публичного регистра субъектов аудита.

Российская Федерация

Система надзора в сфере аудиторской деятельности регулируется федеральными законами от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях», от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»
и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Система надзора в сфере аудиторской деятельности имеет следующие характеристики:

1) регулирование аудиторской деятельности осуществляется государством (Министерство финансов Российской Федерации) и профессией (саморегулируемые организации аудиторов);

2) надзор в сфере аудиторской деятельности состоит из двух уровней:

профессиональный надзор осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении всех аудиторских организаций и аудиторов, являющихся их членами;

публичный надзор осуществляется Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации (должностные лица – контролеры независимы от профессии, на них распространяется запрет заниматься предпринимательской деятельностью; финансирование этого органа осуществляется из федерального бюджета).

Предметом надзора является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемые организации аудиторов проверяют также соблюдение требований своих внутренних  документов аудиторскими организациями и аудиторами.

Оба вида надзора осуществляются на основе риск-ориентированного подхода.

Оба органа по результатам надзорных мероприятий вправе принимать в отношении нарушителей меры воздействия, вплоть до исключения нарушителя из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, что по существу означает исключение из профессии. Решения надзорных органов могут быть оспорены в суде.

Министерство финансов Российской Федерации наделено полномочиями по государственному контролю (надзору) за саморегулируемыми организациями аудиторов.

Республика Таджикистан

Законом Республики Таджикистан 22 июля 2013 года № 993
«Об аудиторской деятельности» даны определения обязательному и инициативному аудиту. Уполномоченный государственный орган в лице Министерства финансов Республики Таджикистан осуществляет контроль за профессиональными объединениями, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Внешний контроль качества осуществляется Министерством финансов Республики Таджикистан. Национальный банк Республики Таджикистан также имеет право затребовать дополнительную информацию касательно аудита финансовых институтов и в случае выявления нарушений отозвать лицензию аудиторской организации.

Республика Узбекистан

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 78-II «Об аудиторской деятельности» предусмотрены обязательный и инициативный аудит. Аудиторская деятельность осуществляется исключительно аудиторскими организациями, являющимися юридическими лицами. При этом запрещается деятельность индивидуальных аудиторов –физических лиц. Аудиторская организация может заниматься только аудиторской деятельностью при наличии лицензии. Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий. Кроме того, профессиональные общественные объединения аудиторов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций – своих членов на добровольной основе.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2018 года № ПП-3946 в части формирования информационной открытости рынка аудита, направленной на поддержание доверия делового сообщества к результатам работы аудиторских организаций, предусмотрено:

1) с 1 января 2019 года:

проведение не реже одного раза в три года внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов;

публикация аудиторскими организациями на своих официальных веб-сайтах или веб-сайтах общественных объединений аудиторов информации о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта и аудиторского заключения;

размещение на официальном веб-сайте Государственного налогового комитета Республики Узбекистан информации (ежегодно до 1 июля) о хозяйствующих субъектах, прошедших обязательную аудиторскую проверку, с приложением копии аудиторского заключения;

2) с 1 января 2020 года:

осуществление аудиторской деятельности исключительно на основе МСА;

публикация на официальном веб-сайте Министерства финансов Республики Узбекистан результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательную аудиторскую проверку.

Законодательством о бухгалтерском учете установлено, что акционерные общества, страховые организации, банки, общественные фонды и другие организации обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением.

Обзор отдельных международных правовых актов
и актов международных организаций в области организации
независимого регулирования и надзора
за аудиторами и аудиторскими организациями

После ряда финансовых кризисов и корпоративных скандалов в США в 2002 году принят Закон Сарбейнса – Оксли (далее – Закон), положивший начало мировой тенденции перехода от саморегулирования в аудиторской профессии к независимому надзору и которым учрежден Совет по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях (далее – Совет по надзору), целью которого является надзор за аудитом открытых акционерных компаний и за смежной деятельностью, с тем чтобы защитить интересы инвесторов и общественные интересы.

Законом закреплены ряд обязанностей, принципов формирования Совета по надзору и административных положений, среди которых следующие:

Совет по надзору является некоммерческой организацией;

в обязанности Совета по надзору входят регистрация аудиторских фирм эмитентов, составление и принятие аудиторских стандартов, стандартов контроля качества, этических норм, требований по независимости и прочих стандартов, проведение проверок зарегистрированных аудиторских организаций, проведение расследований и дисциплинарных разбирательств в отношении зарегистрированных аудиторских организаций и ассоциированных с ними лиц, выполнение иных обязанностей или функций, которые Совет по надзору своим распоряжением сочтет необходимыми или уместными для поддержания высоких профессиональных стандартов и повышения качества аудиторских услуг;

Совет по надзору состоит из 5 членов, назначенных из числа выдающихся лиц, известных своей честностью, безукоризненной репутацией и продемонстрировавших свою приверженность защите интересов инвесторов и общественности и которые обязаны быть независимыми. 2 из 5 членов Совета по надзору должны быть действующими или являвшимися ранее сертифицированными присяжными бухгалтерами (аудиторами);

прочие положения о назначении, сроках полномочий членов Совета по надзору и ограничениях в целях обеспечения «полной независимости» членов указанного Совета.

Если Совет по надзору выявляет любые факты, действия или упущения со стороны зарегистрированной аудиторской организации или работающих в ней лиц в виде нарушений законодательства или правил Совета по надзору или профессиональных стандартов, он вправе принять дисциплинарные меры или меры по устранению сложившегося положения, которые сочтет необходимыми.

Регламент (ЕС) № 537/2014 Европейского Парламента и Совета от
16 апреля 2014 года об особых требованиях к обязательному аудиту субъектов общественного интереса выделяет, что внешние аудиторы выполняют особенно важную общественную роль, означающую, что на качество работы аудитора и аудиторской организации полагается широкое сообщество людей и организаций.

Директива 2006/43/ЕК Европейского Парламента и Совета от 17 мая 2006 года обязала всех членов Европейского союза внедрять независимый надзор и оговаривает принципы независимого надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит, и полномочия компетентного органа, в том числе:

внешние аудиторы и аудиторские организации подлежат общественному надзору;

компетентный орган наделяется полномочиями по осуществлению надзора над утверждением и регистрацией внешних аудиторов и аудиторских организаций, принятием стандартов профессиональной этики, внутреннего контроля качества, за непрерывным обучением, системами обеспечения качества, системами расследования и применения взысканий;

руководство компетентным органом осуществляется непрактикующими специалистами, компетентными в областях, связанных с обязательным аудитом, которые отбираются в соответствии с независимой и прозрачной процедурой отбора кандидатов. Компетентный орган может нанимать практикующих специалистов либо экспертов, когда это имеет большое значение для выполнения своих задач должным образом. В таких случаях они не должны участвовать в принятии решений компетентным органом;

система общественного надзора должна финансироваться надлежащим образом и обладать достаточными ресурсами для инициирования и проведения расследований. Финансирование системы общественного надзора должно быть надежным и свободным от ненадлежащего влияния со стороны внешних аудиторов или аудиторских организаций.

Принципы независимости системы надзора также провозглашаются Международным форумом независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR), объединяющим в настоящее время 55 юрисдикций/стран, в число которых входит и Российская Федерация.

Ключевые принципы IFIAR ориентированы на продвижение эффективного независимого надзора за аудиторской деятельностью во всем мире. 11 ключевых принципов подводят основу для эффективности системы регулирования аудиторской деятельности, контроля качества и проверок, одними из которых являются:

регуляторы аудиторской деятельности должны быть функционально независимыми в своей деятельности. Под независимостью понимается способность осуществлять деятельность по регулированию, а также принимать и реализовывать решения без внешнего вмешательства регулируемых лиц;

регуляторы аудиторской деятельности должны, как минимум, проводить периодические проверки аудиторских организаций, осуществляющих аудит общественно значимых организаций, для оценки их соответствия применимым профессиональным стандартам, требованиям независимости и прочим законам, правилам и нормам.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (далее – Великобритания) является государством с многолетним опытом осуществления независимого надзора. В настоящее время орган, обеспечивающий независимый надзор в сфере аудиторской деятельности, – Совет по финансовой отчетности (FRC) претерпевает изменения.

Так, проведенный по поручению Правительства Великобритании независимый обзор/отчет (далее – Обзор), в котором рассматриваются роль и функции FRC, его влияние, эффективность и полномочия, выявил ряд недостатков. В результате проведенного анализа, изложенного в Обзоре, Правительству Великобритании предложено заменить FRC независимым регулирующим органом с новыми полномочиями, подотчетным Парламенту Великобритании.

По итогам Обзора предлагается наделить нового регулятора более действенными полномочиями, чем у его предшественника, такими как:

право предписывать изменения в учетные записи взамен обращения с иском в суд с аналогичным требованием;

проведение масштабных проверок для большей прозрачности деятельности компаний;

стратегическая ориентация на защиту интересов клиентов (заказчиков) и общественности путем установления высоких стандартов обязательного аудита, корпоративной отчетности и корпоративного управления, а также привлечения компаний и профессиональных консультантов к ответственности;

регулирование крупных аудиторских фирм напрямую (взамен делегирования данных полномочий);

применение более строгих санкций в случае банкротства компаний.

Правительство Великобритании рассматривает жесткого и надежного регулятора в аудиторском секторе с самыми высокими стандартами как ключевой элемент привлечения инвесторов, увеличения числа рабочих мест и роста экономики страны.

 

Заключение

Проведенный анализ современного состояния законодательства об аудиторской деятельности государств – участников СНГ в целом выявил наличие значительного сходства и единых подходов к организации и осуществлению аудиторской деятельности, а также различия, имеющиеся в нормативном регулировании.

С целью наглядности различий в национальных системах регулирования и контроля/надзора в сфере аудиторской деятельности представлена информация по осуществлению контроля в сфере аудиторской деятельности в государствах – участниках СНГ (таблица 1) и органам, проводящим внешний контроль качества (таблица 2).

Так, в настоящее время в государствах – участниках СНГ система надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, проводящими обязательный аудит, складывается из различных национальных систем и применяются следующие модели надзора аудиторской деятельности:

первая модель заключается в преимущественном надзоре отрасли государством в лице государственного органа (органов);

вторая модель – в формировании профессиональных (саморегулируемых) организаций, на которые возложены функции надзора, в том числе разработки стандартов;

третья модель – смешанный надзор, осуществляемый и профессиональными институтами аудиторов, и государством в четко разграниченной степени.

МСА устанавливают, что на уровне государства инспектирование аудита (экспертная оценка) обычно проводится другой аудиторской организацией, профессиональной бухгалтерской организацией, которой иногда делегируются полномочия регулирующим органом, или независимыми органами, регулирующими аудиторскую деятельность. В законах и нормативных актах предусматривается, что инспектирование аудита организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также аудита других общественно значимых организаций, подлежащих обязательному аудиту, проводится независимым органом, регулирующим аудиторскую деятельность.

Инспектирование аудита – важный механизм для оценки соблюдения аудиторами стандартов аудита, а также, в зависимости от полномочий, других аспектов качества аудита, а именно проведение внешнего контроля качества.

В модели саморегулирования в случае проведения профессиональными организациями/институтами внешнего контроля качества имеют место наличие конфликта интересов и несоблюдение принципа независимости ввиду заинтересованности последних в сохранении своих членов.

В целях формирования и развития эффективной системы надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, осуществляющими обязательный аудит, в том числе публичных организаций, и учитывая международный опыт в области организации независимого регулирования и надзора за аудиторами и аудиторскими организациями, представляется целесообразным государствам – участникам СНГ исходить из необходимости:

изучения возможности определения компетентного (надзорного) органа, обеспечивающего независимый надзор за проведением обязательного аудита, в том числе публичных организаций;

наделения указанного компетентного (надзорного) органа следующими полномочиями, в том числе:

участие в развитии профессиональной этики, внутреннего контроля качества аудита, внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций;

участие в разработке требований к повышению квалификации аудиторов, проводящих внешний контроль качества аудита;

принятие мер, обеспечивающих прозрачность процедуры назначения и независимость от аудиторской профессии персонала, осуществляющего проверки (данные сотрудники не должны быть практикующими аудиторами и аффилированными с аудиторской организацией);

принятие мер, исключающих конфликт интересов экспертов, привлекаемых для проведения внешнего контроля качества;

проведение внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит, в том числе публичных организаций;

проведение, в случае необходимости, расследований в отношении аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит, в том числе публичных организаций, и принятие соответствующих мер реагирования либо представление в уполномоченные органы информации о выявленных фактах нарушения со стороны аудиторов или аудиторских организаций законодательства.

С целью дальнейшего продвижения эффективного независимого надзора за аудиторской деятельностью в государствах – участниках СНГ Координационным советом будет продолжена работа по решению задач, направленных на развитие национальных систем регулирования аудиторской деятельности, введение качественной практики надзора за аудиторской деятельностью с целью достижения высококачественного аудита, а также поддержку сотрудничества между регуляторами и обеспечение согласованности в отношении надзора за аудиторской деятельностью на пространстве СНГ.

 

Таблица 1

Осуществление контроля в сфере аудиторской деятельности
в государствах – участниках СНГ

Государства – участники СНГ

Государственные органы и/или иные организации, осуществляющие контроль
за аудиторскими организациями

Государственные органы и/или иные организации, осуществляющие контроль за профессиональными объединениями

Передана ли аудиторская деятельность
на саморегу-лирование

Азербайджанская Республика

Палата аудиторов

 

Да
(Палата аудиторов является регулятором и выдает лицензии)

Республика
Армения

Министерство финансов

Министерство финансов

Нет

Республика
Беларусь

Министерство финансов контролиру-ет соблюдение аудиторскими органи-зациями, аудиторами – индивидуаль-ными предпринимателями, аудитора-ми законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельнос-ти (за исключением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитнофинансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах).

Национальный банк контролирует соблюдение аудиторскими организа-циями законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельнос-ти в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковс-ких группах, банковских холдингах

 

Нет

Республика
Казахстан

Министерство финансов

Министерство финансов

Нет

Кыргызская
Республика

Государственная служба регулирова-ния и надзора за финансовым рын-ком при Правительстве Кыргызской Республики

 

Нет

Республика
Молдова

Совет по публичному надзору за аудитом осуществляет внешний контроль качества

 

Нет

Российская
Федерация

Федеральное казначейство осуществ-ляет контроль за аудиторскими орга-низациями, проводящими обязатель-ный аудит бухгалтерской (финансо-вой) отчетности общественно значи-мых организаций.

Саморегулируемые организации аудиторов проводят внешний контроль качества работы своих членов (ауди-торских организаций и аудиторов)

Министерство финансов

Да

Республика
Таджикистан

Министерство финансов

Министерство финансов

Нет

Республика
Узбекистан

Министерство финансов (контроль за соблюдением лицензионных требований)

Министерство юстиции (контроль за уставной деятельностью)

Нет

Таблица 2

Органы, осуществляющие внешний контроль качества
аудиторских организаций в государствах – участниках СНГ

Государства –
участники СНГ

Орган, осуществляющий внешний контроль качества аудиторских организаций

Саморегулируемые
организации

Государственный орган

Орган, независимый
от профессии

Азербайджанская Республика

Палата аудиторов

 

 

Республика
Армения

 

Министерство финансов

 

Республика
Беларусь

Аудиторские объединения

 

 

Республика
Казахстан

Профессиональные аудиторские организации

 

 

Кыргызская
Республика

 

Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики

 

Республика
Молдова

 

 

Совет по публичному надзору за аудитом

Российская
Федерация

Саморегулируемые организации аудиторов

Федеральное казначейство

 

Республика
Таджикистан

 

Министерство финансов, Национальный банк
(в отношении аудита финансовых институтов)

 

Республика
Узбекистан

 

Министерство финансов совместно с профессиональными объединениями аудиторов

 

 


 
аудитолрская-ассоциация-СОДРУЖЕСТВО
Единая-аттестационная-комиссия