Информеры - курсы валют



Новости аудита

« Все новости

Отчет Совета по аудиторской деятельности о деятельности за 2016 год 18.04.2017 19:30

                                                                                                       

 

СОВЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗА 2016 ГОД

  

 

Москва, 2017 г.

 

1. Общие положения

 

Совет по аудиторской деятельности (далее – Совет) образован в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.  Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.

В 2016 г. проведены четыре плановых заседания Совета (один раз в три месяца) ипять заочных голосований.Деятельность Совета осуществлялась в соответствии с планом работы на 2016 г., утвержденным Советом 17 декабря 2015 г. и уточненным 20 июня 2016 г.с учетом задач, вытекающих из поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г.Кроме того, Совет рассмотрел ряд вопросов по инициативе Рабочего органа Совета, саморегулируемых организаций аудиторов и Минфина России.

В целях подготовки решений Совета в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» создан Рабочий орган Совета (далее – Рабочий орган). Положение о Рабочем органе Совета утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.

В 2016 г. проведено11заседаний Рабочего органа (ежемесячно, за исключением  августа) и одно заочное голосование. Подготовка заседаний Рабочего органа велась, как правило, в постоянных комиссиях: Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности(11заседаний), Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг (8), Комиссия по контролю качества работы (14), Комиссия по аттестации и повышению квалификации (10), Комиссия по вопросам саморегулирования (10). Кроме того, подготовка отдельных вопросов для рассмотрения Рабочим органом велась во временных рабочих группах, образованных Советом и Рабочим органом Совета, в частности,по  подготовке Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации (март), по вопросам, связанным с увеличением минимальной численности членов саморегулируемых организаций аудиторов (декабрь 2014 г.),для предварительного рассмотрения предложений по совершенствованию условий осуществления аудиторской деятельности (сентябрь 2015 г.), по доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части установления дополнительных требований к аудиторским организациям, имеющим право проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций) (октябрь 2015 г.),по обобщению практики применения профессионального стандарта «Аудитор» (июнь 2014 г.).Проекты заключений о применимости на территории Российской Федерации документов, содержащих международные стандарты аудита (МСА),подготавливалисьрабочей группой по признанию МСА (сентябрь 2015 г.).

 

2. Состав и основные функции Совета

 

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» состав Совета определенприказом Минфина России от 15декабря 2014 г. № 464(приложение 1). Среди членов Совета десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, три представителя правительственных органов, представитель Центрального банка Российской Федерации и два представителя аудиторской профессии.

Кандидатуры представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности представлены общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия»,  «ОПОРА РОССИИ» и«Всероссийский союз страховщиков»,  межрегиональной общественной организацией «Ассоциация менеджеров», Ассоциацией российских банков, Национальной ассоциацией участников фондового рынка и Национальной Ассоциацией Профессиональных Коллекторских Агентств.Среди пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг20 % представляют составителей отчетности,40 % - инвестиционные институты, 20 % - рейтинговые агентства, 20 % - финансовые институты. Более 50 % членов Совета имеют профессиональный опыт, связанный с аудиторской деятельностью.

Правительственные органы в Совете представляют сотрудники Минфина России как федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности и Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.

От имени аудиторской профессии членами Совета являются представители  двух саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвинуты совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. В 2016 г. аудиторская профессия была представлена в Советеруководителями саморегулируемых организаций аудиторов. Ротация представителей аудиторской профессии в Совете проведена в плановом порядке в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Работа Совета направлена на поддержание высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. Основными функциями Совета являются: рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности; рекомендация нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельности, к утверждению; одобрение обязательных к применению кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций; подготовка предложений по проведению внешних проверок качества работы аудиторских организаций; проведениеэкспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации.

Для обеспечения исполнения Советом возложенных на него законодательством Российской Федерации функций он сформирован как орган, независимый от аудиторской профессии и правительственных органов. Более 60 % членов Совета представляют пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг. Председатель Совета избран из числапредставителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг.

Состав Рабочего органа и его численность определены приказом  Минфина России от 15 декабря 2014 г. № 465(приложение 2). Представители аудиторской профессии в Рабочем органе составляют более 70 % общего числа членов.  Помимо представителей всех саморегулируемых организаций аудиторов в Рабочий орган входит руководитель автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (далее – ЕАК), два представителя Минфина России, а также представители научной и педагогической общественности.

 

3. Основные направления деятельности Совета

 

Исходя из поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. основными направлениями деятельности Совета в 2016 г. стали определение приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации и повышение качества аудиторских услуг. Помимо этого, Совет продолжил работу по совершенствованию условий ведения аудиторской деятельности.

Работа Совета способствоваласовершенствованию условий функционирования рынка аудиторских услуг и дальнейшему развитию института аудитабухгалтерской (финансовой) отчетности в общенациональной системе финансового контроля. Основные показатели результативности деятельности Совета в 2016 г. приведены в приложении 3.

 

3.1. Определение приоритетных направлений

дальнейшего развитияаудиторской  деятельности

в Российской Федерации

 

В целях определения приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерациив рамках Совета была организована подготовка Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для этого Советом была образована временная рабочая группа, включающая представителей всех саморегулируемых организаций аудиторов, Минфина России и Казначейства России. По мере подготовки Концепции велось общественное обсуждение ее проекта: проведены круглые столы «Приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации»(март), «Конкурентоспособность аудиторских организаций: как добиться успеха?» (апрель), по обсуждению Концепции (июнь). В круглых столах приняли участие более 200 представителей аудиторских организаций, саморегулируемых организаций аудиторов, составителей и пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, государственных органов, Банка России, высших учебных заведений, научных организаций.  На основе 253 поступивших предложений и материалов, а также результатов обсуждений на круглых столах обеспечена подготовка Концепции, которая была размещена для общественного обсуждения на официальном Интернет-сайте Минфина России. Концепция одобрена Советом (июнь).

Концепция представляет собой систему взглядов на развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2022 г. и главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации определила формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: повышение качества аудиторских услуг; повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; повышение престижа аудиторской профессии. Решение указанных задач предполагает осуществление комплекса мер последующим направлениям дальнейшего развития аудиторской деятельности, которые определены как приоритетные:

1) совершенствованию основ функционирования рынка аудиторских услуг;      2) совершенствованию системы регулирования аудиторской деятельности;

3) развитию институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка;

4) совершенствованию системы профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов;

5) развитию системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также мер ответственности;

6) повышению уровня вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность.

         Результатом реализации Концепции должно стать повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов.

 

3.2. Повышение качества аудиторских услуг

 

Переход к применению МСА

 

Одной из важнейших мер повышения качества аудиторских услуг является переход к применению МСА при осуществлении аудиторской деятельности. Совету отведена центральная роль в обеспечении перехода к применению МСА на территории Российской Федерации - проведение экспертизы применимости документов, содержащих МСА, на территории Российской Федерации.

В 2016 г. Советом проведена экспертиза применимости 48 документов, содержащихМСА. По результатам этих экспертиз подготовлены пять заключенийо применимости документов, содержащих МСА, на территории Российской Федерации (август, октябрь).На основании заключений приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н и 9 ноября 2016 г. № 207н указанные документы введены в действие.

Кроме того, Совет провел экспертизу применимости пяти изданных Международной федерацией бухгалтеров документов, которые не являются стандартами аудита, но являются важными для правильного и последовательного применения МСА (август). Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита, Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность, Словарь терминов, Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, и Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг признаны Советом применимыми на территории Российской Федерации, но не требующими введения в действие приказами Минфина России.

Информация о ходе проведения экспертизы применимости МСА на территории Российской Федерации и ее результатах систематически размещалась на официальном Интернет-сайте Минфина России.

По рекомендации Советана 2016 г. саморегулируемыми организациями аудиторов введено обязательное прохождение всеми аудиторами обучения по программам повышения квалификации по тематике, посвященной МСА (март).В течение года саморегулируемыми организациями аудиторов было организовано и велось обучение преподавателейи аудиторов по тематике МСА.

ЕАК выполнены рекомендации Совета по уточнению Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора и совершенствованию перечня вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, в связи с переходом к осуществлению аудиторской деятельности в соответствии с МСА на территории Российской Федерации (март, июнь, сентябрь).

Советом подготовлены предложения поорганизации методического сопровождения применения МСА, в частности, созданиюсоответствующей межведомственной рабочей группы (декабрь). В течение года Совет вел мониторинг подготовки к применению МСА, проводимой саморегулируемыми организациями аудиторов.

 

Обобщение и распространение лучшей практики оказания аудиторских услуг

 

Завершено формирование Сборника примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности. В 2016 г. Сборник дополнен 13 примерными формами аудиторских заключений (март, июнь). В результате Сборник содержит 28 примерных форм для разных типов аудируемых лиц (кредитные организации, страховые организации, банковская группа, акционерные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, некоммерческие организации,иные организации), разных видов бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетность юридического лица, консолидированная финансовая отчетность), разных видов мнений (немодифицированное, модифицированное, содержащее привлекающую внимание часть, для случаев дополнительной работы).

В связи с переходом к применению МСА Совет приступил к формированию Сборникапримерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с МСА. В ноябре имодобрены четыре примерные формы аудиторских заключений. Эти формы предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с МСА,введенными в действие для применения на территории Российской Федерации. В 2017 г. планируется дополнение Сборникановыми примерными формами.

         На основе поступивших в Совет запросов саморегулируемых организаций аудиторов и Минфина России подготовлены проекты разъяснений практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность:

         1) «Порядок применения пунктов 14-18 ФПСАД № 10 «События после отчетной даты» (март);

         2) «Порядок применения пункта 1.4 Кодекса профессиональной этики аудиторов» (июнь);

         3) «Порядок применения второго предложения пункта 4 части 2 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в случае предоставления полномочий единоличного исполнительного органа аудиторской организации нескольким лицам или образования в ней нескольких единоличных исполнительных органов» (сентябрь);

         4) «Порядок применения части 6 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (декабрь);

         5) «Обеспечение независимости аудиторской организации при оказании общественно значимому хозяйствующему субъекту нескольких услуг» (декабрь).

 

Совершенствование внешнего контроля качества

работы аудиторских организаций, аудиторов

 

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов является одним из важнейших инструментов повышения качества аудиторских услуг. Поэтому в 2016 г. Совет продолжил работу, направленную  на повышение результативности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, в частности:

проведен анализ результатов осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и саморегулируемыми организациями аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2015 г. (март, июнь). Советом определены направления развития этой деятельности на 2016-2017 гг., среди которых, в частности, укрепление взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» по вопросам, связанным с проведением обязательного аудита общественно значимых организаций;

проанализирована практика осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2010 - 2015 гг. (декабрь). На основе проведенного анализа Совет предложил комплекс мер по совершенствованию внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

разработан и принят Временный классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов  (декабрь);

одобреныединые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (сентябрь, декабрь);

определены приоритеты деятельности Федерального казначейства в сфере внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимых клиентов, на 2017 г. (март);

продолжена работа над системой показателей результативности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (апрель).

В 2016 г. Советом велась работа по совершенствованию системы мер воздействия, принимаемых к аудиторским организациям и аудиторам в случаях недобросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. В частности, Совет  обсудил положения проекта новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посвященные ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, поддержал в целом предложения по повышению ответственности аудиторских организаций, аудиторов и аудируемых лиц, обратив  внимание на необходимость реализации принципа соразмерности предусматриваемого наказания степени общественной опасности нарушения (март).Рабочим органом подготовлены проекты толкования понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора (апрель, июль, ноябрь) и организовано обсуждение их в аудиторском сообществе; работа по этому вопросу будет продолжена в 2017 г.

Совет поддержал предложение Рабочего органа по введению института погашения мер дисциплинарного и иного воздействия, примененных в отношении аудиторской организации, аудитора (март, сентябрь). Предусмотрена разработка соответствующего проекта федерального закона. Кроме того, Совет  рекомендовал саморегулируемым организациям аудиторов и Минфину России раскрывать в публикуемых сведениях из соответственно реестра аудиторов и аудиторских организаций и его контрольного экземпляра только непогашенные меры дисциплинарного или иного воздействия в отношении аудиторской организации, аудитора.

В порядке надзора Советом систематически рассматривалась информация о результатах проведенных Минфином России проверок саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе, по вопросам организации и осуществления ими внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и применения мер воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов: Российская Коллегия аудиторов (март, декабрь), Аудиторская палата России (март), Ассоциация «Содружество» (декабрь).

 

Совершенствование системы профессиональной аттестации

и непрерывного повышения квалификации аудиторов

 

         Исходя из того, что качество аудиторских услуг в большой степени определяется уровнем квалификации аудиторов,в 2016 г. Совет продолжил работу по совершенствованию системы профессиональной аттестации и непрерывного повышения квалификации аудиторов. В отношении профессиональной аттестации аудиторов:

проведен анализ результатов сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в 2015 г. (декабрь).По предложению Рабочего органа Совет признал деятельность ЕАК по организационно-техническому и методическому обеспечению квалификационного экзамена в 2015 г. удовлетворительной;

рассмотрен вопрос проведения квалификационного экзамена в регионах Российской Федерации (март);

поддержаны предложенные ЕАК изменения порядка проведения квалификационного экзамена в части продления срока действия результатов компьютерного тестирования (декабрь);

одобрен проект приказа Минфина России, предусматривающий внесение изменений в порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора  в случае его обмена или утери (март).

В целях реализации одобренных Советом в 2015 г. предложений ЕАК по переходу при проведении квалификационного экзамена от модели проверки знаний к модели проверки компетенций Рабочий орган рассмотрел План мероприятий по осуществлению перехода от модели проверки знаний к модели проверки компетенций при проведении квалификационного экзамена (июль, сентябрь).

         Для повышения качества подготовки претендентов Совет определил формы осуществления контроля качества их обучения образовательными организациями и рекомендовал данные формы к применению саморегулируемыми организациями аудиторов (декабрь).

         На основе анализа, проведенного Рабочим органом, Совет рассмотрел результаты исполнения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения в 2015 г. (сентябрь). В целом результаты признаны удовлетворительными. Вместе с темСовет обратил особое внимание на необходимость повышения результативности системы непрерывного повышения квалификации аудиторов.С этой целью:

Совет одобрил требования к организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации в дополнение к обучению, предусмотренному частью 9 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в форме выездного и дистанционного обучения (март);

Рабочим органом проведен сравнительный анализ результативности очного и дистанционного обучения аудиторов по программам повышения квалификации (октябрь);

Совет определил приоритетную тематику обучения аудиторов по программам повышения квалификации на 2017 г. (сентябрь);

Совет предложил саморегулируемым организациям аудиторов формы стимулирования аудиторов проходить обучение по программам повышения квалификации по приоритетной тематике (сентябрь);

Рабочим органом разработан проект программы повышения квалификации аудиторов, занятых (планирующих заниматься) проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, консолидированной финансовой отчетности банковских групп и банковских холдингов (апрель, ноябрь).

С целью обобщения практики применения профессионального стандарта «Аудитор» Рабочий орган возобновил деятельность соответствующей рабочей группы (март). Этой рабочей группой проведен опрос членов саморегулируемых организаций аудиторов по вопросам внедрения профессионального стандарта «Аудитор» (ноябрь). В 2017 г. мониторинг  практики применения профессионального стандарта «Аудитор» будет  продолжен с учетом перехода к осуществлению аудиторской деятельности в соответствии с МСА.

Рассмотрены пять ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов об одобрении случаев признания уважительными причин несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (июнь, декабрь). Все ходатайства удовлетворены.

 

         3.3. Совершенствование условий ведения аудиторской деятельности

 

Меры, принятые Советом в этом направлении, определены, главным образом, поручением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. и охватывают:

- создание информационного ресурса результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- организацию учета аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций;

- повышение ответственности аудиторов за результаты проверки.

Совет одобрил документ «Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки» (ноябрь, декабрь). В нем приведены нерекомендуемые и рекомендуемые нестоимостные критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, примеры показателей этих критериев с краткими пояснениями, а также подход к определению порядка оценки критериев.

Советом организована работа по регистрации российских и международных сетей аудиторских организаций. С этой целью одобрен Порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций (март). Саморегулируемым организациям аудиторов рекомендовано включать в реестр аудиторов и аудиторских организаций сведения об участии аудиторской организации в российской или международной сети аудиторских организаций в случае, когда сведения о такой сети включены в перечни сетей аудиторских организаций. Рабочим органом организовано рассмотрение заявлений о включении объединения организаций в перечни сетей аудиторских организаций, проведение экспертизы поступающих документов. В 2016 г. на основании заключений Рабочего органа Совет принял решения включить в перечень международных сетей аудиторских организаций объединения организаций «PricewaterhouseCoopersInternationalLimited», «HLB International», «Нексиа Интернешнл (NexiaInternational)», «BDO»,  «KPMG International» (июль, октябрь). Перечни сетей аудиторских организаций опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России.

В связи с внесением изменений в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров, Совет одобрил изменения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, уточняющие положения, посвященные выполнению заданий, не обеспечивающих уверенность (июнь). Изменения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций вступили в силу во всех саморегулируемых организациях аудиторов с 1 сентября  2016 г.

Совет проанализировал практику ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов и его контрольного экземпляра за 2010-2015 гг. (март). Совет оценил состояние ведения реестра и его контрольного экземпляра, выявил имеющиеся проблемы, подготовил предложения по совершенствованию порядка ведения реестров. Данные предложения реализованы в приказе Минфина России от 22 сентября 2016 г. № 162н.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2016 г.  № 202 реализованы предложения Совета об изменении предельных величин значимости критериев оценки заявок (окончательных предложений) участников закупки аудиторских услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В связи с этим Совет внес соответствующие изменения в Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (сентябрь).

В целях совершенствования условий конкуренции на рынке аудиторских услуг и обеспечения возможности качественного отбора аудиторов потенциальными заказчиками Совет 19 июня 2014 г. одобрил Рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном Интернет-сайте. Для определения эффективности механизма раскрытия ежегодных отчетов о деятельности аудиторских организаций и востребованности содержащейся в них информации Совет обобщил опыт раскрытия аудиторскими организациями, обслуживающими общественно-значимых клиентов, информации о своей деятельности на официальных Интернет-сайтах (сентябрь). По результатам даннойработы Совет счел целесообразным подготовить проект федерального закона, предусматривающий введение требования о ежегодном раскрытии  аудиторскими организациями, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых клиентов, информации о своей деятельности на официальных Интернет-сайтах.

Совет проанализировал деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 г. (июнь). По результатам анализа подготовлен ежегодный доклад о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, который представлен в Федеральное Собрание Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, ряд федеральных органов исполнительной власти  и общероссийских общественных организаций, саморегулируемым организациям аудиторов (июнь).

Анализ деятельности саморегулируемых организаций аудиторов за 2015 г. впервые проведен по разработанной Рабочим органом и принятой в марте Советом системе показателей результативности деятельности этих организаций. Система показателей обеспечивает оценку реализации цели создания саморегулируемой организации аудиторов, доступности и полезности информации о деятельности саморегулируемой организации аудиторов для аудиторского сообщества, делового сообщества и общества в целом, качества внутренних коммуникаций и организации работы саморегулируемой организации аудиторов.

Для улучшения инструментария анализа состояния рынка аудиторских услуг Совет одобрил проекты уточненных форм федерального статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» и № 3-аудит «Сведения о деятельности саморегулируемых организаций аудиторов» (сентябрь). Данные формы утверждены приказами Росстата от 23 ноября 2016 г. № 740 и 2 декабря 2016 г. № 759 и введены в действие с отчетности за 2016 г.

Совет рассмотрел отчет о практике ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов за 2009 г. – I полугодие 2016 гг. (октябрь). В отчете оценено состояние государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, предложены меры совершенствования порядка ведения данного государственного реестра.

В рамках Совета рассматривались законопроектные инициативы в сфере аудиторской деятельности (февраль, апрель).

        

4. Мониторинг исполнения решений Совета

 

В 2016 г. был организован и велся мониторинг исполнения решений, принимаемых Советом. С этой целью:

1) на каждом заседании Совета секретарь Совета представляет информацию о ходе исполнения решений и поручений Совета;

2) на каждом заседании рассматривалсяход исполнения Плана мероприятий по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2015 г.По состоянию на 31 декабря 2016 г. из 22 предусмотренных Планом мероприятий выполнены 18 мероприятий (82 %), четыре- в процессе исполнения;

         3) Совет обсудил реализацию Перечня основных мероприятий, подлежащих осуществлению в целях реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одобренного Советом 18 декабря 2014 г. (сентябрь, октябрь,  декабрь).По состоянию на 31 декабря 2016 г. из 40 предусмотренных Перечнем мероприятий выполнены 35 мероприятия (88%), три- в процессе исполнения, по двум - срок исполнения не наступил;

4) Совет рассматривал информацию временной рабочей группы по вопросам, связанным с увеличением минимальной численности членов саморегулируемых организаций аудиторов (сентябрь, октябрь).По предложению этой временной рабочей группы, поддержанному Рабочим органом Совета, в октябре Совет обратился к аудиторскому сообществу по вопросу исполнения новых требований к численностичленов саморегулируемых организаций аудиторов.

В сентябре на заседании Совета рассмотрены: результатыоценки эквивалентности российской системы регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней системе, принятой в Европейском союзе; результаты оценки соблюдения в Российской Федерации принципов 19-21 регулирования ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам, проведенной в рамках программы оценки финансового сектора Мирового банка и Международного валютного фонда в 2016 г.; планы либерализации рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза.

В свою очередь, Рабочим органом Совета систематически проводится анализ исполнения решений, принятых Советом; результаты анализа представляются Совету. В 2016 г. рассмотрено исполнение 39 решений Совета.

 

5. Участие в общественных обсуждениях,

инициативах и решениях Минфина России

 

В 2016 г. члены Совета иего Рабочего органапринимали участие в общественных обсуждениях, инициативах и решениях Минфина России, в частности, в связи с:

подготовкой проекта Плана Министерства финансов Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2016 год (январь);

подготовкой проекта Плана основных мероприятий Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации на 2017 год (октябрь).

Кроме того, членам Совета и его Рабочего органа по решению руководства Минфина России направлялись:

приказ Минфина России от 17 марта 2016 г. № 86 «О мотивации и поощрении деятельности членов референтных групп, экспертных, консультативных, координационных или совещательных органов при Министерстве финансов Российской Федерации» (март);

сведения об итогах реализации публичной декларации Минфина России на 2015 год (апрель);

ежегодный отчет о ходе реализации Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2018 годы (за 2015 год) (апрель);

публичная декларация целей и задач Минфина России на 2016 год (апрель).

                  

6. Открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета

 

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сведения о деятельности Совета и Рабочего органа являются открытыми и общедоступными.

Открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета и Рабочего органа обеспечивалась, главным образом, путем размещения информации на официальном Интернет-сайте Минфина России. Для этого в разделе «Аудиторская деятельность» сайта открыт подраздел «Совет по аудиторской деятельности». В этом подразделе размещены:

положение о Совете, состав и регламент Совета, планы работы Совета на 2012-2017гг., отчеты о работе Совета за июль-декабрь 2011 г., 2012-2015 гг.,порядок рассмотрения Советом запросов по применению законодательстваРоссийской Федерации об аудиторской деятельности,состав постоянной рабочей группы по признанию МСА;

положение о Рабочем органе, состав и регламент Рабочего органа, типовое положение о постоянной рабочей группе (комиссии) Рабочего органа, перечень и состав постоянных комиссий и временных рабочих группРабочего органа, планы работы Рабочего органа на 2012-2017 гг.

В 2016 г. за активное участие в работе Совета объявлена благодарность Совета П.И.Кузнецову, И.И.Кучерову, С.М.Шапигузову, С.Д.Шаталову(март, июнь).

Систематически размещаются информационные сообщения о предстоящих и состоявшихся заседаниях Совета и Рабочего органа. Протоколы заседаний Совета и Рабочего органа размещены на специально открытых для этого страницах сайта.

Кроме того, открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета и Рабочего органа обеспечивалась приглашением на заседания заинтересованных лиц, в частности, руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, а также предоставлением информации о деятельности Совета и Рабочего органа средствам массовой информации. Многие решения, принятые Советом, и ход обсуждения ряда вопросов регулирования рынка аудиторских услуг на заседаниях Совета и Рабочего органа получили отражение в средствах массовой информации.

 

 

 

                  

Председатель

Совета по аудиторской деятельности                                 И.В. Ломакин-Румянцев

Приложение 1

к Отчету о деятельности Совета

по аудиторской деятельности

за 2016 г.

 

 

 

 

СОСТАВ

Совета по аудиторской деятельности

в 2016 году

 

 

Должность

Год вхождения

в Совет

 

Кандидатура представлена

 

Ломакин-Румянцев И.В. (председатель Совета)

 

председатель Совета директоров ООО «ВЛМ-Инвест. Агентство содействия развитию экономических институтов»

2015

ВСС

 

 

 

Алтухов К.В.           

(по 29 августа)           

член Центрального Совета саморегулируемой организации аудиторов  «Аудиторская палата России» (Ассоциация)

2015

Саморегулируемые организации аудиторов

 

 

 

Бабичева Н.И.

(с 30 августа)

 

заместитель директора Департамента финансово-банковской         деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России

2016

Минэкономразвития России

 

 

 

Долотенкова Д.К.

(с 30 августа)

президентнекоммерческого партнерства «Институт Профессиональных Аудиторов»

2016

Саморегулируемые организации аудиторов

 

 

 

Киселев М.Е.

директор по корпоративному развитию ООО «Мэйл.Ру» 

2011

Деловая Россия

 

Колбасин В.И.

(с 30 августа)

председатель саморегулируемой организации аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация)

2016

Саморегулируемые организации аудиторов

 

Лазорин В.В.

генеральный директор ООО «Центр продвижения высокотехнологичных проектов «НовСтрим»

2011

ОПОРА РОССИИ

 

 

 

Лещевская Ю.А.

(по 29 августа)

директор Департамента финансово-банковской      деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России

2014

Минэкономразвития России

 

 

 

Мурычев А.В. (заместитель председателя Совета)

первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей

2011

РСПП

 

 

 

Новиков А.В.

профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

2011

АРБ

 

 

 

Поздышев В.А.

заместитель Председателя Банка России

2014

Банк России

 

 

 

Семенова О.Л.

главный финансовый директор ООО «Варданян, Бройтман и Партнеры»

2015

НАУФОР

 

 

 

Сурков Д.Н.

 

управляющий директор, региональный глава по России, СНГ и Черноморскому региону филиала компании «ФитчРейтингз СНГ Лтд»

2015

НАПКА

 

 

 

 

Трунин И.В.

(с 22 марта)

заместитель Министра финансов Российской Федерации

2016

Минфин России

 

 

 

Федоренко С.С.

финансовый директор ЗАО «ВТБ Капитал»

2015

АРБ

 

 

 

Федоришин Г.В.

вице-президент по финансам ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

2015

РСПП

 

 

 

Фетисов Е.Е.

 

финансовый директор ПАО «Московская биржа»

2015

АМ

 

 

 

Шаталов С.Д.

(по 21 марта)

заместитель Министра финансов Российской Федерации

2011

Минфин России

 

 

 

Шеремет А.Д.

(по 29 августа)                       

член Правления саморегулируемой организации аудиторовАссоциация«Содружество»

2015

Саморегулируемые организации аудиторов

 

 

 

Шнейдман Л.З. (секретарь Совета)

директор Департамента регулирования  бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России

2011

Минфин России

 

Примечание.

 

АМ                                          - межрегиональная общественная организация «Ассоциация

менеджеров»

АРБ                                        - Ассоциация российских банков

ВСС                                       - некоммерческая общественная организация «Всероссийский союз                                                  страховщиков»

Деловая Россия                      - общероссийская общественная организация «Деловая Россия»

НАПКА                                  - Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских

                                               Агентств

НАУФОР                               - Национальная ассоциация участников фондового рынка

ОПОРА РОССИИ               - общероссийская общественная организация «ОПОРАРОССИИ»

РСПП                                     - общероссийская общественная организация «Российский союз

промышленников и предпринимателей»

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 2

к Отчету о деятельности Совета

по аудиторской деятельности

за 2016 г.

 

СОСТАВ

Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

в 2016 году

 

 

 

Год вхождения

в Рабочий орган

 

Арвачева Т.А.

(секретарь Рабочего

органа)

Минфин России

2011

 

 

 

Булыга Р.П.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

2011

 

 

 

Веренков А.И.

(с 18 августа)

Аудиторская палата России 

2016

 

 

 

Егоров М.Е.

Российский Союз аудиторов

2013

 

 

 

Загерт И.В.

(по 20июля)

Российская Коллегия аудиторов

2014

 

 

 

Зубова Е.В.

Аудиторская палата России(по 20июля)

Российская Коллегия аудиторов(с 21июля)

2011

 

 

 

Козлова Л.А.

Российский Союз аудиторов

2012

 

 

 

Красильникова И.В.

Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»

2011

 

 

 

Кунегина А.Ю.

Институт Профессиональных Аудиторов

2012

 

 

 

Малофеева Н.А.

Аудиторская палата России 

2014

 

 

 

Мельникова Н.Е.

Российский Союз аудиторов

2014

 

 

 

Милюкова И.М.

Институт Профессиональных Аудиторов

2015

 

 

 

Носова О.А.

Ассоциация «Содружество»

2014

 

 

 

Рассказова-Николаева С.А.

(с21 июля)

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

2016

 

 

 

Руф А.Л.

Российская Коллегия аудиторов

2011

 

 

 

Старовойтова Е.В.

Ассоциация «Содружество»

2011

 

 

 

Суханов С.С.

Финансовый институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

2011

 

 

 

Турбанов А.В.

(заместитель председателя Рабочего органа)

Аудиторская палата России

2015

 

 

 

Тютина И.А.

Российская Коллегия аудиторов

2015

 

 

 

Чая В.Т.

(председатель Рабочего органа)

Ассоциация «Содружество»

2015

 

 

 

Шапигузов С.М.

(по 11 мая)

Государственный университет – Высшая школа экономики

2011

 

 

 

Щербенок Ю.А.

Институт Профессиональных Аудиторов

2015

 

 

 

Шнейдман Л.З. (заместитель председателя Рабочего органа)

Минфин России

2011

 

        

 

 

Приложение 3

к Отчету о деятельности Совета

по аудиторской деятельности

за 2016 г.

 

ПОКАЗАТЕЛИ

результативности деятельности

Совета по аудиторской деятельности

в 2016 году

 

Вклад Совета по аудиторской деятельности в выработку государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в сфере аудиторской деятельности

Количество вопросов, рассмотренных за год:

 

Советом по аудиторской деятельности

59

Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности

97

Количество решений, принятых Советом по аудиторской деятельности за год

150

Доля решений Совета по аудиторской деятельности, которые являются частью процесса регулирования аудиторской деятельности, в общем количестве решений, принятых Советом

86 %

Доля проектов нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности, подготовленных с участием Совета по аудиторской деятельности, в общем числе таких проектов (за исключением актов, принятых в целях кодификации законодательства)

92 %

Открытость информации о деятельности Совета по аудиторской деятельности

Доля информации, опубликованной в Интернете для свободного использования, в общем объеме такой информации:

 

о мероприятиях и решениях Совета по аудиторской деятельности

100 %

о мероприятиях и решениях Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

100 %

Количество посещений раздела «Совет по аудиторской деятельности» официального Интернет-сайта Минфина России за год

около 27 тыс.

Организация работы Совета по аудиторской деятельности

Выполнение плана работы на 2016 г.:

 

Совет по аудиторской деятельности

100 %

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности

88 %

Количество заседаний, проведенных за год/ Количество заседаний, проведенных в очной форме:

 

Совет по аудиторской деятельности

9/4

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности

12/11

Среднее количество участников одного заседания:

 

Совет по аудиторской деятельности

13 чел. (81%)

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности

16 чел.(76 %)

Доля решений, принятых Советом по аудиторской деятельности по предложению его Рабочего органа, в общем количестве решений, принятых Советом за год

70 %

Доля решений, принятых Советом по аудиторской деятельности без особых мнений отдельных его членов, в общем количестве решений, принятых Советом за год

96 %