Информеры - курсы валют



Новости аудита

« Все новости

Обзор наиболее существенных нарушений, выявленных Управлением Росфиннадзора в Нижегородской области в 2013 году по результатам проверок качества работы аудиторских организаций 24.01.2014 08:24

Территориальным управлением Росфиннадзора в Нижегородской области в соответствии со Сводным планом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов и Планом деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», на 2013 год, проведено 18 выездных внешних проверок качества работы аудиторских организаций, из которых 7 являются субъектами малого предпринимательства и 12 являются микропредприятиями. 

По результатам проведенных в 2013 году проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций выявлено311 фактов нарушений, среди которых наиболее типичными явились следующие нарушения:
- несоблюдение обязательных требований Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • аудиторские заключения, выданные общественно значимым хозяйствующим субъектам, были подписаны лицами, не обладающими едиными квалификационными аттестатами;
  • аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов проводился аудиторами, не обладающими едиными квалификационными аттестатами.  

- несоблюдение обязательных требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности:

  • аудитором не составлены и документально не оформлены общие планы аудита, в которых должны быть описаны предполагаемые объем и порядок проведения аудиторских проверок;
  • аудиторами не составлены и документально не оформлены программы аудита, определяющие характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общих планов аудита;
  • аудитором не составлены и не систематизированы рабочие документы, предусмотренные программой проведения аудиторской проверки, таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения;
  • в рабочих документах аудиторов не отражена информация о временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, а также конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита;
  • к аудиторскому заключению не приложена входящая в состав бухгалтерской отчетности пояснительная записка или прилагаются не датированные копии финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых выражается мнение аудитора;
  • отсутствует документальное подтверждение того, что аудитором принимались во внимание характеристики генеральной совокупности, отбирались элементы для подлежащей проверке совокупности, исходя из того, чтобы каждый элемент выборки и генеральной совокупности имел вероятность быть отобранным и проводились аудиторские процедуры, являющиеся надлежащими для конкретной цели теста по каждому отобранному   элементу;
  • процедуры мониторинга по текущему рассмотрению и оценке системы контроля качества завершенных заданий и выборочной инспекции завершенных заданий не проводились;
  • отсутствует документальное подтверждение того, что аудиторской организацией производится оценка навыков и профессиональной компетентности своих работников;
  • не рассмотрены вопросы доведения до сведения работников аудиторской организации недостатков, выявленных в системе контроля качества, как на уровне ее организации, так и соблюдения на практике ее принципов и процедур, а также рассмотрение вопроса контроля со стороны уполномоченных лиц за своевременным внесением необходимых изменений в принципы и процедуры системы контроля качества аудиторской организации;
  • в части работы с жалобами и претензиями не установлен определенный порядок (как часть системы процедур контроля качества), в соответствии с которым работники аудиторской организации могли бы передать свои жалобы или претензии без опасения быть наказанными;

- несоблюдение обязательных требований федеральных стандартов аудиторской деятельности:

  • в рамках аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не выполнен необходимый объем аудиторских процедур получения аудиторских доказательств;
  • в специальной части аудиторского заключения не отражено описание (на какую дату и за какой период) и количественная оценка влияния искажения бухгалтерской отчетности на соответствующие показатели;     
  • аудиторами выбраны и выполнены аудиторские процедуры получения аудиторских доказательств, не отвечающие условию достаточности, то есть количественная оценка аудиторских доказательств не зависит от аудиторской оценки риска существенного искажения бухгалтерской отчетности;
  • в рабочих документах аудиторов содержатся копии аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью, сформированными в соответствии с установленными требованиями к форме и содержанию. При этом оригинал аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью в рабочих документах аудиторов отсутствует.

- несоблюдение обязательных требований кодекса этики и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций:

  • не осуществлена ротация руководителя аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимого хозяйствующего субъекта, выступающего в качестве такового более семи лет подряд.