Информеры - курсы валют



Новости аудита

« Все новости

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО МИНФИНОМ РОССИИ В 2013 Г.  17.01.2014 02:46

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИНФОРМАЦИЯОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮСАМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГОМИНФИНОМ РОССИИ В 2013 Г.

В целях совершенствования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2013 г. и обращает внимание указанных организаций на следующее.
 Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций
саморегулируемой организации аудиторов
 Формирование, ведение и хранение реестровых дел
В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. N 111н, (далее - Положение), документы, на основании которых внесены сведения в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр), включаются в реестровое дело аудиторской организации, аудитора, которое формируется, ведется и хранится саморегулируемой организацией аудиторов.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия в реестровых делах отдельных документов, на основании которых вносились сведения в реестр. В частности, в реестровых делах аудиторских организаций, аудиторов отсутствовали:
утвержденные правила осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию.
 Внесение в реестр сведений об аудиторских
организациях, аудиторах
Частями 2 и 3 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) установлены требования к членству аудиторских организаций, аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
внесения в реестр сведений об аудиторских организациях, аудиторах, которые не соответствовали требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов, в частности, отсутствовала оплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;
невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к численности аудиторов;
невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к доле уставного (складочного) капитала;
невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к численности аудиторов в коллегиальном исполнительном органе.
 Уведомления в связи с прекращением членства
в саморегулируемой организации аудиторов
В соответствии с частью 19 статьи 18 Федерального закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства аудиторской организации, аудитора в этой саморегулируемой организации аудиторов, уведомляет в письменной форме:
лицо, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
аудиторскую организацию, работником которой на основании трудового договора является аудитор, членство которого в саморегулируемой организации аудиторов прекращено;
иные саморегулируемые организации аудиторов, за исключением случая прекращения членства по заявлению аудиторской организации, аудитора.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи нарушения сроков уведомления о принятии решения о прекращении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов.
 Отсутствие сведений в листах записей реестра
В соответствии с пунктом 14 Положения в запись реестра на электронном носителе включаются сведения об аудиторской организации, аудиторе по перечню согласно приложениям N 3 и N 4 к Положению. В соответствии с пунктом 17 Положения в листы записей реестра включаются сведения об аудиторской организации, аудиторе в соответствии с пунктом 14 Положения.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия сведений в листах записей реестра в отношении имущественной ответственности аудиторской организации, индивидуального аудитора перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами в форме личного и (или) коллективного страхования, установленные внутренними организационно-распорядительными документами саморегулируемой организации аудиторов.
 Прочие вопросы
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
несоответствия организационно-распорядительных документов саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих порядок ведения реестра, требованиям по ведению реестра, установленным Федеральным законом 307-ФЗ;
отсутствия в организационно-распорядительных документах саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих порядок ведения реестра, способов и процедур обеспечения соответствия данных реестра на бумажном и электронном носителях;
размещения на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" неполной информации о внесении сведений об аудиторской организации, аудиторе в реестр, а также о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения об аудиторской организации, аудиторе;
несоответствия сведений, содержащихся в реестре, документам, хранящимся в реестровом деле аудиторской организации;
несоответствия сведений, содержащихся в реестре, фактическому положению дел, в том числе в части регистрации в качестве аудиторской организации (или иного аналогичного лица) в других государствах и членства (или ином участии) аудиторской организации в международных сетях аудиторских организаций;
несоответствия данных реестра и контрольного экземпляра реестра;
отсутствия сведений о прохождении внешнего контроля качества работы и сведений о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторской организации, аудитора в реестре, размещенном на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет".
 Подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении
квалификации аудиторов
В соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
членства в саморегулируемой организации аудиторов аудиторов, которые не соблюдают требование, установленное частью 9 статьи 11 Федерального закона N 307-ФЗ в отношении прохождения ежегодного обучения по программам повышения квалификации;
отсутствия в организационно-распорядительных документах саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих порядок организации работы по подтверждению соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов, сроков размещения на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" решений саморегулируемой организации аудиторов о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов.
 Обеспечение дополнительной имущественной
ответственности каждого члена саморегулируемой
организации аудиторов перед потребителями оказанных
ими услуг и иными лицами
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов обеспечивает дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 315-ФЗ.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены факты:
несоответствия организационно-распорядительных документов саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих порядок обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена саморегулируемой организации аудиторов перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами, требованиям по формированию и использованию компенсационного фонда, установленным Федеральным законом N 307-ФЗ и Федеральным законом N 315-ФЗ;
отсутствия организационно-распорядительных документов, устанавливающих систему контроля за работой по обеспечению дополнительной имущественной ответственности в форме личного и (или) коллективного страхования в саморегулируемой организации аудиторов;
несоблюдения требований, установленных организационно-распорядительными документами саморегулируемой организации аудиторов в части минимального размера страховой суммы по договору страхования аудиторской организации, своевременного заключения договора страхования имущественной ответственности аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, предоставления сведений о страховании имущественной ответственности аудиторских организаций.
 Прочие вопросы
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
отсутствия доступа к информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда;
несоответствия размера взноса в компенсационный фонд для юридического лица, установленного внутренними организационно-распорядительными документами саморегулируемой организации аудиторов, сведениям, размещенным в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов и на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет".
 Осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов (ВККР)
 Периодичность проведения внешних проверок качества работы
аудиторских организаций
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 10 Федерального закона N 307-ФЗ плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 указанного Федерального закона, осуществляются саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения периодичности проведения плановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ.
 Внесение сведений о результатах ВККР в реестр
и в контрольный экземпляр реестра
В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона N 307-ФЗ и пунктом 26 Положения саморегулируемая организация аудиторов обязана в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем внесения сведений об аудиторской организации, аудиторе в реестр, а также со дня, следующего за днем внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения об аудиторской организации, аудиторе, передавать соответствующую информацию в уполномоченный федеральный орган для внесения в контрольный экземпляр реестра, а также раскрывать такую информацию.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несвоевременного внесения сведений о результатах ВККР в реестр и несвоевременной передачи сведений о результатах ВККР для внесения в контрольный экземпляр реестра.
 Обеспечение контроля знаний и навыков контролеров
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля", утвержденного приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. N 16н (далее - ФСАД 4/2010), при организации ВККР саморегулируемая организация аудиторов должна обеспечить обучение контролеров методике проведения внешних проверок, контроль знаний и навыков контролеров.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия системы контроля знаний и навыков контролеров.
 Рабочие документы ВККР
В соответствии с пунктом 25 ФСАД 4/2010 при подготовке внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора:
а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР, необходимой для организации внешней проверки;
б) определяется объем внешней проверки, в том числе подлежащие проверке аудиторские задания;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению внешней проверки;
г) определяются этапы проведения внешней проверки;
д) определяются требования к контролерам, необходимые для проведения внешней проверки, формируется группа контролеров, и распределяются обязанности между членами этой группы;
е) составляется программа внешней проверки;
ж) информируется объект ВККР о сроках проведения, предмете и объеме внешней проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия в рабочих документах ВККР документов, отражающих:
назначение руководителя группы контролеров;
распределение обязанностей между членами группы контролеров;
осуществление наблюдения руководителем группы контролеров за работой контролеров;
независимость контролеров от объекта ВККР;
определение объема внешней проверки и общего подхода к проведению внешней проверки;
информирование объекта ВККР о сроках проведения, предмете и объеме проверки.
 Составление и утверждение программы проверки
В соответствии с пунктом 27 ФСАД 4/2010 программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки. Согласно пункту 28 ФСАД 4/2010 программа внешней проверки должна содержать, в частности: тему внешней проверки; наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
отсутствия или несвоевременного составления и утверждения программы проверки;
нарушения требований к содержанию программы проверки: отсутствие темы проверки и проверяемого периода, вопросов соблюдения объектом ВККР и его аудиторами правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
 Оценка правил внутреннего контроля качества работы
аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 ФСАД 4/2010 оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР осуществляется, в частности, в отношении соблюдения объектом ВККР Федерального закона N 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия доказательств проверки вопросов соблюдения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций при проверках аудиторских организаций.
 Оформление результатов проверок ВККР
Пунктом 54 ФСАД 4/2010 установлен перечень сведений, которые должен содержать отчет о результатах внешней проверки качества работы. Согласно пункту 55 ФСАД 4/2010 форма отчета о результатах проверки, а также допустимые виды заключения в нем (положительное заключение, заключение с оговоркой, др.) устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. В соответствии с пунктом 57 ФСАД 4/2010 отчет о результатах проверки должен быть составлен своевременно, не ранее завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения установленных формы, содержания и сроков составления отчета о результатах проверки аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
 Ответ объекта ВККР на отчет о результатах проверки
В соответствии с пунктом 58 ФСАД 4/2010 отчет о результатах проверки направляется объекту ВККР и органу, назначившему внешнюю проверку. Объект ВККР должен своевременно представить органу, назначившему внешнюю проверку, письменный ответ на отчет о результатах проверки, в том числе сообщить о запланированных действиях в случае выявления нарушений и недостатков и сроках осуществления таких действий. Орган, назначивший внешнюю проверку, должен своевременно рассмотреть отчет о результатах проверки и письменный ответ объекта ВККР на него и при необходимости принять соответствующие решения.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи отсутствия письменного ответа объекта ВККР на отчет о результатах проверки аудиторской организации, индивидуального аудитора.
 Прочие вопросы
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
отсутствия в организационно-распорядительных документах саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих правила организации и осуществления ВККР, положений, обеспечивающих реализацию отдельных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части осуществления ВККР (максимально допустимая продолжительность проверки, условия отбора подлежащих проверке аудиторских заданий в отношении аудиторов, являющихся работниками проверяемой аудиторской организации);
неисполнения контролерами требования постоянного поддержания на должном уровне навыков проведения проверок;
отсутствия сроков проведения проверок в планах ВККР саморегулируемой организации аудиторов;
отсутствия доказательств проведения контрольных процедур в отношении всех аудиторов, являющихся работниками проверяемой аудиторской организации;
несвоевременного направления отчета о результатах проверки объекту ВККР и органу, назначившему проверку;
использования форм рабочей документации по проверке, отличающихся от форм, утвержденных саморегулируемой организацией аудиторов;
несвоевременного направления саморегулируемой организацией аудиторов в Минфин России сведений о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией аудиторов проверках деятельности своих членов и о результатах этих проверок;
отсутствия постоянного и систематического контроля за работой по осуществлению ВККР;
низкой эффективности осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов ВККР;
отсутствия на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" годового отчета о состоянии ВККР.
 Участие в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона N 315-ФЗ решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлено нарушение требования в отношении порядка принятия решения об участии саморегулируемой организации аудиторов в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций.
 Доступ к информации на официальных сайтах саморегулируемых
организаций аудиторов в сети "Интернет"
Частью 2 статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ установлен перечень сведений, который саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте в сети "Интернет".
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
отсутствия на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" информации о результатах аудита годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов;
размещения на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" неактуальной информации о содержании стандартов и правил;
отсутствия на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" информации о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой саморегулируемая организация аудиторов принимала участие;
отсутствия на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в сети "Интернет" информации о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации аудиторов.